ДЕТИ БОЛЕЮТ ОТ БЕЗДЕЛЬЯ
26.08.2009 Цитата, вынесенная в заголовок, принадлежит известному российскому академику, разработчику практики развивающего обучения, академику Василию Васильевичу Давыдову. Казалось бы, ответ найден, но в 1998 году академика не стало, а дети болеют и сегодня. Отчего же год от года статистика по «школьным» заболеваниям все более напоминает сводки с поля боя и как сделать так, чтобы дети покидали школьные стены не только умными, но и здоровыми? «Мы сможем помочь детям не болеть, если будем больше развивать индивидуальные образовательные программы и формировать школу не на основе всемерно возрастающего объема знаний, а на основе компетентностей, которыми можно овладеть и, благодаря этому, освоить любые знания», - убежден директор Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ Игорь РЕМОРЕНКО.
- Игорь Михайлович, как сохранить здоровья ребенка в школе?
- Тема здоровья детей в школе всегда обсуждается в двух, иногда соперничающих между собой, ипостасях. Во-первых, отмечается, что школьная среда, нормы отношений и правила школьного поведения, - все это должно в максимальной степени не ухудшать здоровье детей. Во-вторых, - это тематика здоровья, то есть то, что некие поведенческие стереотипы, позитивный взгляд человека на проблему здоровья тоже должны обеспечиваться школой. В последнем случае речь идет уже не о среде, а о некоторых установках, интересах и ценностях человека. Первый подход подразумевает – максимальное обустройство среды, необходимость сделать ее предельно комфортной для здоровья, а второй – выработать у человека позицию, при которой он самостоятельно и осознанно хотел бы заниматься своим здоровьем.
Если говорить об инициативе «Наша новая школа», то одно из пяти ее ведущих направлений – это как раз здоровье школьников. Когда инициатива только обсуждалась, дискуссия шла между двумя вышеозначенными подходами. С одной стороны, коллеги говорили о том, что необходимо усиливать методы контроля над здоровьем школьников, мониторить, анализировать и выявлять проблемы со здоровьем. А с другой стороны речь шла о том, что необходимо максимальным образом стимулировать все предпосылки для здорового образа жизни. Надо сказать, что в нынешнем формате инициативы «Наша новая школа» и тот и другой подход нашли свое отражение.
- И какими методами вы планируете добиться реализации этих подходов?
- Возьмем, например, то, что касается собственно контроля над здоровьем. В перспективе в каждой школе должны появиться индивидуальные карты здоровья. Некоторые школы сейчас уже заводят такие карты в рамках перехода на электронный документооборот. Суть в том, чтобы у ребят в течение всего обучения в школе велась карточка, где было бы запечатлено, какие проблемы со здоровьем у него были. То есть, если ребенок, например, не ходил на физкультуру какое-то время, а после перехода в другую школу вдруг начал посещать занятия, эта карточка поможет предотвратить возможные негативные последствия. Конкретные упражнения, задания, которые ребята выполняют на уроках физкультуры, могут быть скорректированы.
Еще один момент, связанный с контролем – это школьное питание. У нас сейчас идет проект по школьному питанию. Многие регионы дополняют этот проект какими-то своими доработками. Например, Воронежская область начала реализовывать проект «школьное молоко». И, наконец, необходимо проведение регулярной диспансеризации.
Мы, в свою очередь, считаем, что в этом контексте надо одновременно обсуждать и благоприятную школьную среду. Например, антивандальные стекла, которые разбиваются, но не режут или экологически-чистые материалы при отделке школ. Все наши задумки так же развиваются в рамках этого направления. И конечно, отдельные моменты, связанные именно с безопасной школьной средой мы планируем опубликовать на сайте «Безопасность наших школ» (http://nosyrev.ucoz.com).
полностью